?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ХРИСТИАНСТВО В ИРАНЕ

Статья опубликована во втором номере иранского журнала Dialogue, 1999 (стр. 120-140). Сокращенный перевод Али Тургиева (цитаты из Корана – в оригинале в переводе Юсуфа Али – сверены с переводами Саблукова, Крачковского и Османова).

Сеид Абд-уль-Маджид Мирдамади

ХРИСТИАНСТВО В ИРАНЕ

История

Вопреки распространенному мнению, благая весть о грядущем пришествии Иисуса Христа была впервые открыта в книге Джамасп-наме, а не в иудейских источниках. Мудрец Джамасп, которому приписывается авторство, умер до рождения Моисея; он был зятем и преемником Зороастра.

Во второй главе Евангелия от Матфея, где рассказано о поклонении младенцу Иисусу трех царей с востока, они называются волхвами или магами, т.е. зороастрийскими жрецами. О магах как касте жрецов редко говорят вне иранского контекста. Подношения Иисусу (золото и ладан) типологически схожи с предметами, которые было принято дарить в древнем Иране. Более того, в старейшем комментарии на Евангелия, датируемом IV в., о магах говорится: “Это были люди с востока, выходцы из Ирана, где маги – не колдуны-обманщики, а ученые мужи”. Евангельский рассказ и Джамасп-наме дополняют друг друга, не оставляя сомнений относительно аутентичности обоих документов.

Знакомство иранцев с христианством имеет давнюю историю, и именно они сыграли ключевую роль в его распространении. Когда родился Иисус, в Иране правили Ашканиды, а территория страны включала в себя Месопотамию, Вавилон, Элам, Мидию, и Парфию. Распространение христианства началось при Ардаване III (12–40 гг. Р.Х.). Иранцы присутствовали при снисхождении Святого Духа на апостолов, о чем прямо сказано в Деяниях (2:1-9).

Апостол Иуда Фаддей (св. Татевос) основал церковь и начал проповедовать христианство в Карахе, где в конце концов и принял мученическую смерть. Храм, воздвигнутый над могилой этого ученика Христа – старейший в Иране (I в. Р.Х.). Другой апостол, Иуда Фома, дошел в своих странствиях до южной Индии, проповедуя боговдохновенную религию христианства по всему Востоку. Совершенно определенно, христианство распространялось в восточном направлении через территорию Ирана: в пехлевийских надписях на крестах и других эпиграфических памятниках встречаются имена христианских проповедников и священников. Центром публичной проповеди христианства был город Эдесса (ныне Урфа, Турция), один из старинных очагов иранской цивилизации. В Урфе был построен первый христианский храм, и именно из этого города шло распространение христианства в Азербайджан и области, лежащие к востоку от Амударьи.

При Ашканидах в Иране не было государственной религии. С воцарением Сасанидов официальной религией Ирана стал зороастризм, что в значительной мере явилось реакцией на международную политическую ситуацию. Приблизительно полтора века спустя христианство было провозглашено государственной религией Римской империи, давнего политического противника Ирана. В 399 г. Яздгард I разрешил иранцам принимать христианство. Таким образом, исповедание христианской веры было узаконено, а христианство получило статус официальной религии (как до того – зороастризм). По смерти Яздгарда I (420 г.) к власти пришел Бахрам V (Бахрам Гур), и между двумя империями начались кровопролитные войны. В этот период иранские христиане были дезорганизованы, и община понесла тяжелый урон.

Подозрения в политической нелояльности, которые в течение многих лет являлись поводом для гонений на христиан, были сняты после провозглашения автокефалии Иранской церкви. В 424 г. на поместном соборе епископы иранских городов объявили о полной административной независимости Иранской церкви; её глава, католикос Иешу, получил статус патриарха Ирана.

В правление Ануширвана (535-579 гг.) между империями был заключен 50-летний мир. Одна из статей подписанного мирного договора предусматривала бóльшую свободу исповедания христианства в Иране. Ключевая роль, которую суждено было сыграть христианским духовным владыкам в искоренении маздакитской ереси, предпринятом Ануширваном, свидетельствует о том, что их могущество достигло самой высокой степени. Факт вынесения христианского вопроса в отдельную статью межгосударственного соглашения указывает на предшествующие ограничения. Однако их очевидная политическая мотивированность делает несущественным вопрос о том, были ли они наложены зороастрийскими жрецами или правительственными чиновниками. Важно другое – санкции никогда не были обусловлены религиозным чувством и настроениями народа, ибо миссия Зороастра не состояла в том, чтобы призвать людей к зороастризму. История не знает ни одного провозвестника новой веры, который не преследовал бы политических или экономических целей, налагая ограничения на свободомыслие в государственном масштабе.

Переход Ирана под власть мусульман создал в регионе новые условия для представителей различных конфессий. В священном Коране говорится: Уверовавшим [в Коран], и иудействующим, и христианам, и сабеям – всем, кто уверовал в Бога и последний день и творит благое, – им воздаяние у Господа их: не будут они объяты страхом и не изведают скорби (2:62). Ислам с необыкновенным почтением относится к другим боговдохновенным религиям, но даже на этом фоне пророческая миссия Иисуса Христа и высокое предназначение пресвятой Марии, одной из четырех наиболее почитаемых среди мусульман женщин, отмечены особым уважением.

В Коране сказано, что [...] более всех любят уверовавших [в Коран] те, кто говорит: “Мы христиане”  ибо среди них есть священники и отшельники, и они лишены гордыни (5:82). Имена Иса (Иисус) и Масих (Христос) с величайшим почтением упоминаются в священной книге мусульман 61 раз. Кроме того, святейшим пророком ислама сказано: “Преследовать исповедующих боговдохновенные религии – все равно, что преследовать меня”. В трудах духовных владык шиизма и непогрешимых имамов Иисусу Христу отводится весьма почетное место. В качестве примеров можно привести 159-ю проповедь имама Али в цикле Нахдж-уль-Балага, а также рассуждения имама Садыка и имама Резы.

Поскольку Коран называет зороастрийцев, иудеев, христиан и сабеев “людьми Книги”, отношение к ним с приходом ислама в Иран стало определяться мусульманским правом. При этом особые права были оставлены за христианами. В эпоху Аббасидов, особенно в правление халифов Харуна и Мамуна (766-833), проницательно поощрявших диалог двух религий, христианство в Иране вступило в период расцвета.

В большей или меньшей степени отношения взаимной терпимости преобладали на протяжении всей последующей истории Ирана. Христиане всегда занимали важное место в научной, общественной и политической жизни страны, каким бы ни было ее мусульманское правительство. Даже во времена Крестовых походов, начало которых совпало с правлением султана Мухаммада из династии Сельджуков – который оказывал ограниченную военную помощь мусульманам Сирии и Ливана, – права христиан в Иране не были ограничены.

Вторжение монголов в Иран и Месопотамию стало трагедией, разорившей культурные достижения Ирана. Хотя в правление ханов Абаки (1265) и Аргуна (1291) христиане оказались в лучшем положении, чем мусульмане, в целом отношение к приверженцам обеих религий было одинаково плохим.

Эпоху Сефевидов можно назвать периодом оживления христианства. Этот период отмечен появлением миссионеров и массовыми миграциями христиан из Оттоманской империи в Иран. Подобные вынужденные переселения лиц немусульманского вероисповедания имели место и гораздо ранее. Например, христиане и иудеи находили в Иране убежище как от политических притеснений, так и от преследований соисповедников, вызванных разногласиями доктринального характера. При Сефевидах численность армянской диаспоры в Иране достигла 170000 человек, среди которых было несколько тысяч католиков. В Исфахане вели активную работу все основные католические ордена, в том числе кармелиты, августинцы, иезуиты и доминиканцы. Ставший исторической достопримечательностью Ванский храм был построен в этот период (1606 г.).

С падением Сефевидов начались гражданские войны, за которыми последовали войны с сопредельнывми государствами (следует особо отметить вторжение афганцев). Тем не менее, ни тогда, ни в последующем (при Афшаридах, Зендах, Каджарах и Пехлеви) христиане в Иране не подвергались гонениям.

Особое место в социально-политической истории Ирана занимают миссионеры. Если воздействие их на иранцев-нехристиан можно оценить как положительное, подлинные христиане Ирана (несториане и представители армянской церкви) скорее пострадали от активности миссионеров. Гуманитарная поддержка, культурно-просветительская работа, перевод на фарси священного писания и литературных памятников, а также медицинская помощь – вот то хорошее, что дали Ирану английские, американские, французские, русские, немецкие и итальянские миссионеры. С другой стороны, религиозная пропаганда (в особенности миссионеров-протестантов) имела только деструктивные последствия. Если современники рассматривали протестантов как возмутителей спокойствия, а их активность – как фактор дестабилизации, сегодня мы можем констатировать, что итогом их миссионерской деятельности явилась внутринациональная межконфессиональная конфронтация.

Американская миссия не только не преуспела за сто лет своего пребывания в Иране, но сосредоточила все усилия на обращение в протестантизм православной [несторианской – А.Т.] ассирийской общины. В результате произошел раскол ассирийцев-христиан на приверженцев традиции и “обновленцев”, враждебные отношения между которыми заставили многих покинуть родные места и положили конец мирному сосуществованию христиан в Иране. К сожалению, та же самая ошибка сейчас вновь совершается в Средней Азии. Очевидно, что для западного христианства последствия этого могут быть только отрицательными.

Ниже мы кратко рассмотрим христианские церкви сегодняшнего Ирана, многообразие которых отражает как модернизаторскую активность миссионеров, так и расколы внутри древних церквей.

Согласно последней переписи, население Исламской республики Иран составляет около 61 млн. человек, из которых мусульманами являются 99.56%. Из 300000 человек (менее 0.5% населения) представителей религиозных меньшинств христианами являются примерно 215000 человек.

Восточные церкви

Армянская григорианская церковь признает установления трех первых вселенских соборов – Никейского, Константинопольского и Эфесского, – но не Халкедонского собора 451 г. В V в. литургическим языком церкви стал армянский (вместо сирийского); ее догматы вполне соответствуют Православию. Исповедующие григорианство принадлежат к одной из двух равновеликих церквей, не имеющих между собой догматических разногласий – Эчмиадзинской, или северной (Армянской апостольской церкви), и Киликийской, или южной (т.н. католикосат Антелиаса, города в Ливане). Три исторических епархии Армянской григорианской церкви на территории Ирана находятся в Тегеране, Исфахане и Табризе. Армянской общине принадлежит ряд памятников культурного наследия Ирана, в частности храмы в Карахе и Ване.

Ассирийская церковь Востока (иначе Персидская церковь) следует учению Нестория, бывшего в 428-431 гг. патриархом Константинополя. Духовный глава несториан ежегодно проводит в Иране от двух до трех месяцев.

Русская православная церковь и Греческая православная церковь, в прошлом открывшие в Иране епархии для своих граждан, сохраняют активность и сегодня. До сих пор Московская патриархия назначает в русскую церковь св. Николая в Тегеране иерея, который является духовным владыкой для русских (инженеров, бизнесменов и членов их семей), живущих в Иране и странах Персидского залива.

Католические церкви

История католической церкви в Иране может быть прослежена до XVI в., когда часть несториан приняла католицизм, и была создана т.н. Халдейская церковь; отличием её от других католических церквей является ведение службы на ассирийском языке. Армянской католической церкви четыреста лет; она образовалась при Сефевидах. Приходы Римской католической церкви были впервые открыты иностранцами (1630 г.), чтобы иметь возможность совершать религиозные обряды своей веры. В настоящее время, все католики Ирана объединены в три общины и управляются епископским советом из 13 священников.

Протестантские церкви

В Иране существуют три отдельные пресвитерианские общины, каждая с собственными культовыми сооружениями, – по числу языков, на которых читаются молитвы (ассирийская, армянская и персидская). Общины имеют по 6 представителей в Соборе, который является высшим органом управления пресвитерианской церкви.

Англикане активны в Иране с XIX в., адвентисты седьмого дня и пятидесятники – соответственно с 1911 г. и 1958 г.

Установленный законом статус христиан

Ислам защищает свободу вероисповедания и совершения обрядов, безопасность посещения культовых сооружений и честь особ духовного звания. Права представителей религиозных меньшинств определяются в пяти статьях конституции Исламской республики Иран, выдержки из которых привведены ниже.

Статья 13: “Статус религиозных меньшинств, представителям которых в рамках закона разрешено соблюдать религиозные обряды, имеют только зороастрийцы, иудеи и христиане. В частной жизни и воспитании они могут руководствоваться требованиями свой веры.”

Статья 14: “Правительство Исламской республики Иран и все мусульмане Ирана обязаны в отношении немусульман справедливо и беспристрастно придерживаться принципов соблюдения прав человека.”

Статья 15: “Разрешается использование местных и племенных диалектов” в церкви (что не разрешалось в период, предшествовавший победе Исламской революции).

Статья 26: “Людям предоставляется свобода учреждения религиозных, политических и профессиональных партий и ассоциаций... Нельзя ни препятствовать, ни силой принуждать к вступлению в такие организации.”

Статья 64 определяет представительство религиозных меньшинств в парламенте. Независимо от численности прихожан, “зороастрийцы и иудеи должны иметь по одному представителю, христиане-ассирийцы и христиане-халдеи – одного общего представителя, а армяне – по одному представителю для северной и южной церквей”. (Для справки: один депутат-мусульманин в среднем представляет 150000 избирателей.)

Заключение

В распоряжении 60 миллионов мусульман Ирана находится 57855 мечетей, т.е. одна мечеть на 10 тысяч человек. На каждые 750 прихожан Армянской григорианской церкви, представляющей наибольшее по численности религиозное меньшинство Ирана, приходится один храм. В целом по стране обеспеченность местом для свершения молитвы в 16 раз выше у немусульман, чем у мусульман (в относительном исчислении).

Будучи прекрасно осведомленными об историческом прошлом своих соисповедников и об их положении в сегодняшнем мире, представители религиозных меньшинств в Иране мирно сосуществуют с другими гражданами в обстановке полного взаимопонимания. Они делят с мусульманами Ирана радости и горести. И нужно признать выдающимся их вклад в политическое и социальное восстановление страны.


Перевод Али Тургиева

Comments

( 5 comments — Комментировать )
vitalij_rnd
Feb. 9th, 2006 12:28 am (UTC)
Спасибо. Очень познавательно.
vensan32
Jul. 28th, 2006 11:14 am (UTC)
Приветствую мой брат Артур!

У тебя очень интересная статья, спасибо.

Юрий
qalexxx
Jun. 27th, 2009 10:05 am (UTC)
Заходите а сайт Илии пророка
Сайт илии пророка последего времеи http://profet.org/
veloyo
Aug. 6th, 2010 03:48 pm (UTC)
а какое отношение к людям, которые никак не относятся ни к каким религиям?
m_u_s_t_a_f_a
Aug. 15th, 2010 09:25 pm (UTC)
Только что дал интересующимся ссылку на этот пост. Спасибо Вам, Артур! Я прекрасно понимаю, что Вы уже никогда не прочтёте этого комментария, но - спасибо, и да будет милосерден к Вам Аллах.
( 5 comments — Комментировать )