Arthur Medvedev (grenzlos) wrote,
Arthur Medvedev
grenzlos

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Рекомендую

Ксения Михайлова

 Гомеопатия и церковь – союзники или враги?

Множество копий ломается в наши дни вокруг того, является ли гомеопатия приемлемой для православных или она остается за рамками допустимого для воцерковленного прихожанина, поскольку использует эзотерические методики.

Не углубляясь в подробности нынешней полемики, мы хотели бы рассказать нашим читателям о том, как относилась русская православная церковь к гомеопатии в прошлом и как складывалась история отношений гомеопатии и церкви в тогдашней России.

Интерес российского духовенства к гомеопатии зародился и начал развиваться во второй половине XIX столетия, когда в подавляющем большинстве деревень не было ни врачей, ни фельдшеров, а сельские священники являлись единственными представителями интеллигенции, к которым простой народ обращался за медицинской помощью.

Опыт отдельных гомеопатов, работавших в 1830-1850 гг. в самых отдаленных провинциях, не остался незамеченным провинциальными священниками, а успех гомеопатического лечения холерной эпидемии 1830 г. и другие достижения тех времен вызвали живейший интерес к гомеопатии, после которого и начало развиваться сотрудничество духовенства с врачами-гомеопатами.

После реформ 1860-х годов и введения земства гомеопатия начала активно распространяться в российской провинции и получила признание провинциальной интеллигенции. Сторонники гомеопатии активно поощряли любителей к тому, чтобы они оказывали крестьянам медицинскую помощь с помощью гомеопатических лекарств как менее вредных, более дешевых и менее опасных в руках непрофессионалов, а такими любителями в провинции чаще всего были именно священники.

В статье "Гомеопатия в провинции" опубликованной в одном из известных изданий 1970-х годов, автор утверждает, что может насчитать сотни священников в Уфимской, Оренбургской и Вятской губернии, успешно оказывающих помощь крестьянам с помощью гомеопатических лечебников. Даже если утверждение автора несколько преувеличено, масштаб его преувеличения говорит сам за себя.

В Белевском уезде Тульской губернии земство в 1869 г. ассигновало 150 руб. в год – ощутимую по тем временам сумму – на развитие гомеопатии, передав эти деньги в распоряжение местного духовенства. Девятнадцать священников в этом уезде практиковали гомеопатию, и земство осталось чрезвычайно довольно как результатами их практики, так и дешевизной лечения, поэтому продолжало поддерживать гомеопатию в уезде в течение 25 лет, а сельские батюшки продолжали помогать неимущим с помощью гомеопатических лекарств.

В 1880 гг. профессиональные издания очень часто публиковали наблюдения священников, приобретших к тому времени немалый опыт в лечении гомеопатией и постепенно привлекших внимание иерархов церкви к своей деятельности. В этот период архиереи входили в состав гомеопатических обществ, а один из них – епископ Семипалатинский Киприан – даже возглавлял местное общество гомеопатов.

Точное число православных священников, работавших гомеопатами в то время, сейчас трудно установить, но зная, что только из трех аптек получали лекарства 1172 священника, можно предположить, что количество практиковавших гомеопатию священнослужителей исчислялось по меньшей мере несколькими тысячами.

Феофан Затворник, сам практиковавший гомеопатию и лечившийся ею, писал в 1893 г.: "Какова гомеопатия! Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, она ощутительное оказала действие в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть".

Гомеопатом был и святитель Игнатий Брянчанинов, в жизнеописании которого говорится: "С 9 часов принимался за дела или выходил к Литургии, или осматривал производящиеся работы; принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от Владыки медикаментами (гомеопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывается нужной. Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединение святителя".

Одним из самых горячих сторонников гомеопатии конца XIX в. был св. Иоанн Кронштадский, много выступавший в печати в поддержку гомеопатического метода. Св. Иоанн Кронштадский в течение шестнадцати лет состоял состоял почетным членом гомеопатического общества Санкт- Петербурга, делал ежегодные пожертвования на развитие гомеопатии в размере 100-120 руб. и открывал молебнами мероприятия и учреждения общества.

"Ваше учреждение или Ваш метод лечения болезней имеет своим девизом пословицу древних мудрецов-гомеопатов: similia similibus curantur - метод самый разумный и верный. Сама Божественная Премудрость не нашла более верного средства к уврачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным", - сказал св. Иоанн Кронштадский в 1892 г., обосновав духовные основы православной гомеопатии в своей речи по случаю освящения новой аптеки и лечебницы C.-Петербургского Общества Врачей Гомеопатов.

По благословению св. Иоанна Кронштадтского гомеопатию практиковал и Л. М. Чичагов, в монашестве священномученик Серафим, вылечивший множество пациентов, от которых отказались врачи.

В своей книге "Что служит основанием каждой науки" он писал: "Господь дал человеку растения для здоровой жизни. Из них и надо получить лекарства посредством измельчения материального и высвобождения заложенной в них Божественной целебной силы. При высоком профессиональном и моральном уровне гомеопату позволено подобрать по принципу подобия лекарство из созданного Творцом источника (например, растения) для Богом же созданного человека".

Л. М. Чичагов написал двухтомный труд об истории гомеопатии "Медицинские беседы", опубликованный в 1891 г., забытый на многие годы и переизданный только в 2003 г. его внучкой игуменьей Серафимой. В основе теории Чичагова лежит уверенность в том, что причиной болезни являются страсти, а задача врача – найти корни заболевания.

Кроме сотен и тысяч безвестных деревенских священников, множество лет лечивших гомеопатией нищее крестьянство в глуши, где не было профессиональных врачей, кроме Феофана Затворника и Иоанна Кронштадского гомеопатию поддерживали и чудотворец Серафим Вырицкий, и митрополит Антоний Сурожский, и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И тем не менее на протяжении всей истории гомеопатии в России слова митрополита Серафима (Чичагова) оставались актуальными для каждого православного врача-гомеопата: "Чтобы новое лечение приобрело сторонников, оно должно творить чудеса, добиваться таких крупных результатов, которые не мыслимы для существующих систем; необходимо вырывать людей из объятий смерти. С другой стороны, подобные результаты лечения убеждают общество в сверхъестественности и автору приписывают духовные силы, что в глазах людей низводит это лечение опять-таки в область фантазии, шарлатанства и эксплуатации. Творить чудеса надо, а творящим их выражается недоверие и сомнение. Следовательно, остается одно: молчать, терпеть и выслушивать нарекания. Без помощи Божьей человек не вынесет таких испытаний…".

Об истории взаимоотношений гомеопатии и церкви в России наиболее подробно, насколько мне известно, писал д-р А. Коток в своей диссертации.

http://xenia-mikhailov.livejournal.com/524363.html?style=mine#cutid1
Subscribe

  • (no subject)

    Реутин М.Ю. Майстер Экхарт — Григорий Палама. К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма 27 июля 2009 г.…

  • Рекомендую

    Стараниями Дионисия Поспелова вышла новая книга. Относительно приобретения книги: amartol@mail.ru *** Academia Rei…

  • Рекомендую

    Между тем Алексей Комогорцев [Unknown LJ tag] выкладывает свои статьи опубликованные в ВГ. О ГЕРМЕТИЧЕСКОМ ТОЛКОВАНИИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ВСТУПЛЕНИЕ…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments