Arthur Medvedev (grenzlos) wrote,
Arthur Medvedev
grenzlos

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Рецензия на книгу Глеба Бутузова (Библиотека «Волшебной Горы»)

В НГ Религии опубликована заметка о книге Глеба Бутузова «Алхимия и Традиция» (Библиотека «Волшебной Горы»).


 

Ночь в подарок Гермесу

В поисках корней традиционной музыки

Глеб Бутузов. Алхимия и Традиция. М.: Волшебная гора, 2006, 181 с.

 

Название книги, на первый взгляд, служит опорным стержнем, на который нанизаны два раздела: цикл биографий классиков европейского герметизма и сборник авторских статей. Они не претендуют ни на формальный академизм, ни на соответствие какому-либо направлению в современной «эзотерике». Почти половину книги занимает статья «Традиция и западная музыкальная культура». Казалось бы, именно ей соответствует слово «Традиция» в названии сборника...

Биографические статьи не столько представляют биографии герметических авторов (которые в большинстве случаев являются вымышленными), сколько раскрывают заключенные в этих условных жизнеописаниях символы, являющиеся составной частью приписываемых данным персонажам произведений.

Во второй части книги представлены два кратких эссе на тему герметики. В них содержится зерно, из которого на благодатной почве других статей можно начать растить наследника Гермеса, то есть тех, кто, даже не осознавая этого, принадлежит древнему ордену странствующих рыцарей.

Завершающая сборник статья «Традиция и западная музыкальная культура» представляет собой не столько культурологический экскурс или критику «современности», сколько попытку восстановить основные отправные точки возникновения традиционной музыки. Под традиционной в данном случае следует понимать музыку, написанную ранее XIV в.

Фелибер Кук

http://religion.ng.ru/printing/2006-07-05/6_night.html

 

Удалось получить изначальный вариант рецензии. Надо признать, что он куда интереснее, чем эта публикация:

Ночь в подарок Гермесу

 

Глеб Бутузов. Алхимия и Традиция. Волшебная Гора, Москва, 2006. – 181 с.

 

Московское издательство «Волшебная Гора», известное публикациями одноимённого журнала, в 2006 г. начала выпуск собственной книжной серии «Библиотека «Волшебной Горы». Первая изданная книга оказалась весьма неожиданной: это сборник статей Глеба Бутузова, не издававшегося ранее в качестве самостоятельного автора и знакомого русскоязычному читателю лишь в качестве переводчика и комментатора европейских алхимических трактатов.

Название книги «Алхимия и Традиция», на первый взгляд, служит в качестве опорного стержня, на который нанизаны два раздела – цикл биографических статей, посвящённых классикам европейского герметизма, и сборник статей собственно авторских, не претендующих ни на формальный академизм, ни на соответствие какому-либо формальному направлению в современной «эзотерике». Почти половину книги занимает статья «Традиция и западная музыкальная культура», входящая в этот раздел; можно предположить, что именно ей соответствует слово «Традиция» в названии сборника. Однако, не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Биографические статьи, если присмотреться к ним внимательнее, не столько представляют биографии герметических авторов (которые в большинстве случаев являются вымышленными), сколько раскрывают заключённые в этих условных жизнеописаниях символы, являющиеся важной составной частью приписываемых данным персонажам произведений. И если анонимный автор, стоящий за псевдо-Фламелем, щедро наделил своего героя всеми возможными атрибутами реальной жизни и быта (иногда превосходящими по яркости таковые в биографиях исторических личностей), то совершенно реальный автор Юлиус Эвола, покинувший этот мир всего тридцать пять лет назад, сделал из своей жизни герметический символ, гравюру на дереве, зашифрованный в собственных книгах миф. Глеб Бутузов ненавязчиво, и всё же достаточно ясно указывает на этот аспект герметического авторства в своих статьях, которые, кроме прочего, весьма живо написаны. За исключением статьи, посвящённой Юлиусу Эволе («Белый плащ и путь киновари»), тексты из первого раздела ранее входили в качестве предисловий в русскоязычные издания трактатов Николя Фламеля и Михаила (Михаэля) Майера. И тем не менее, тот, кто удосужится прочесть эти «откорректированные версии», даже будучи знаком с предыдущими изданиями,  найдёт много интересного – например, объяснение тому факту, что миф об Аталанте в изложении Майера не соответствует греческому оригиналу (примечание на стр. 42), что существуют два различных текста, известных как «Le Désir Désiré» Фламеля (примечание на стр. 27), и т.д.

Во второй части книги представлены две краткие, но самостоятельные работы на тему герметики, и одно претендующее на основательность исследование традиционной западной музыки (под традиционной в данном случае следует понимать музыку, написанную ранее XIV в.). Две первые упомянутые работы насчитывают не более пятнадцати страниц каждая; однако, именно в этих кратких эссе содержится зерно, из которого на благодатной почве остальных можно начать растить наследника Гермеса, вожделенного ребиса тех, кто, даже не осознавая этого, принадлежит древнему ордену странствующих рыцарей. Что же касается музыки, то, как сказал Пьер Дюжоль, это «сокрытый дух Мудрых», или «le ton qui fait la chanson», согласно поговорке тулузских трубадуров, которую можно расшифровать как «звук, дающий силу заклинанию». В своём внешнем представлении, статья «Традиция и западная музыкальная культура», несмотря на заложенную в самом названии претензию, представляет собой не столько культурологический экскурс или критику «современности» (хотя и то, и другое формально имеет место), сколько довольно интересную попытку восстановить основные отправные точки традиционной музыки, и продемонстрировать механику их диссоциации в ходе развития западной цивилизации, что удалось автору в значительной мере – безусловно, не затрагивая при этом другие смысловые уровни текста.

Как видно, существуют веские основания приписать слово «Традиция» именно первой части сборника, содержащей тексты о традиционных фигурах герметического пантеона, в то время как вторая часть демонстрирует собственно алхимию – как отказ от рационалистического понимания процесса становления, и как музыку прежде всего. Иными словами, здесь мы видим перед собой один из немногих примеров  герметической литературы на русском языке, и его внешний облик как сборника «критических статей» вводит искушённого читателя в заблуждение не более, чем «альбомы по искусству» Станисласа Клоссовского или «исторические заметки» Грассе д’Орсе.

 

Фелибер Кук

 

Subscribe

  • (no subject)

    Реутин М.Ю. Майстер Экхарт — Григорий Палама. К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма 27 июля 2009 г.…

  • Рекомендую

    Стараниями Дионисия Поспелова вышла новая книга. Относительно приобретения книги: amartol@mail.ru *** Academia Rei…

  • Рекомендую

    Между тем Алексей Комогорцев [Unknown LJ tag] выкладывает свои статьи опубликованные в ВГ. О ГЕРМЕТИЧЕСКОМ ТОЛКОВАНИИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ВСТУПЛЕНИЕ…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments