Arthur Medvedev (grenzlos) wrote,
Arthur Medvedev
grenzlos

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

К текущей полемике

В ЖЖ Правовера http://pravover.livejournal.com/ «под замком» вот уже некоторое время идёт полемика, по какой-то причине инициированная мусульманами-суннитами. Последние, пытаются дискредитировать шиитский ислам, в частности, вообще отказывая ему в праве называться Исламом. Т.к. в ВГ практически в каждом выпуске присутствуют тексты исследователей Ислама (большей частью ориентированных на шиизм), то я не мог не подключиться к этой дискуссии. Она очень быстро потребовала действительно серьёзных знаний, как первоисточников, не переводившихся на русский язык, так и некоторых малодоступных деталей. Поэтому, я с «лёгким сердцем» обратился к соратнику по общему делу ВГ Али Саладиновичу Тургиеву (ибо абсолютно доверяю этому человеку как не ангажированному исследователю и действительно пребывающему в духе исламской традиции). Ввиду того, что Али Тургиев не имеет ЖЖ, ряд (не все) постингов от моего лица был написан им. У меня с Али нет разногласий по данному вопросу (как впрочем, и по внутрижурнальной политике). Поэтому, ни он, ни я не считаем чем-то некорректным, что иногда под одним ником отвечал кто-то из нас. Жаль, что тема «под замком» и не все заинтересованные лица могут к ней приобщиться. Ниже я воспроизвожу текст написанный Али Тургиевым одному из ведущих (с суннитской стороны) участников полемики Харун ар-Руси (главный муфтасиб, пресс-секретарь организации русских мусульман НОРМ). Делаю это по той причине, что данное послание, во-первых, ориентировано не на бесплодную полемику, но на поиск выхода из чрезвычайно сложной ситуации (противостояние суннитов и шиитов), во-вторых, показывает, в чём нам издателям ВГ видится суть проблемы. Разумеется, здесь нет рецептов преодоления этой «скважины между мирами». Но есть самое главное: добрая воля и чистота помысла. В своё время в наши планы входило издание христианско-мусульманского журнала – «Священная Война»: журнал эсхатологической перспективы (не имеющего ничего общего с современным пониманием большинством людей СВ как акций смертников или ваххабитского политического ислама). Этот журнал так и не появился на свет, но частично нашёл своё воплощение на страницах «Волшебной Горы». По всей видимости, тема стратегического союза Православия и Ислама (пока шиитский «формат» доминирует) на страницах ВГ будет продолжена и будет приобретать всё более стержневое значение.

 

Артур Медведев

 

Отвечает Али Тургиев

Мир Вам, Харун.

 

Спасибо за добрые слова в мой адрес, я постараюсь словом и делом показать Вам и другим братьям, что есть срединный путь, по крайней мере для меня.

 

Прежде всего, замечу, что я  "исследователь исламского эзотеризма", как об этом ясно сказано во всех номерах "Волшебной горы". Это максимум, на что я могу претендовать. Всё, что я знаю об исламе (история, фикх, мазхабы, акыда и т.п.), результат работы именно в этой области. Как независимый исследователь, я убеждён, что эзотерическая составляющая ислама наиболее органично представлена в шиизме, отсюда и мой интерес именно к шиизму. В своё время я писал Вам, что в силу исторических особенностей того пути, который прошла наша религия от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) до периода новой и новейшей истории, эзотерическая составляющая ислама (а без неё нет никакой религии) в суннизме находится на полулегальном положении. То есть, она вроде бы легитимно присутствует, коль скоро признают мусульманином, например, Газали (хотя наверняка найдутся сунниты, с точки зрения которых даже он не ортодоксален), но с другой стороны внутри суннизма нет ни консенсуса по этому вопросу, ни внутренне непротиворечивого доктринального обоснования (в ту или иную сторону). Причём проблема легитимности эзотеризма не сводится к одному только суфизму. Сюда же я отношу вопросы о дозволенности рабиты, сооружения и посещения мазаров, практики зикра и т.д. И вся существующая на сегодня разноголосица мнений при этом помещена в виртуальный "общий суннитский дом", ту самую умму, о которой я писал (от имени Артура Медведева) как о благопожелании.

 

С моей точки зрения эта ситуация с эзотеризмом в суннитском исламе является результатом нескольких процессов:

(1) импорта в суннизм и канонизации внутри суннизма исконно шиитских концептов ("нур мухаммади" = световая первосотворенная субстанция; "вали" = святой, отсюда почитание и мест их захоронений; "тарикат" = орден; "кутб" = невидимый духовный лидер; "Махди" = эсхатологический Спаситель; и т.д.);

(2) отказа от выработки общей метафизической доктрины суннитского ислама (как мне видится, из благочестивой боязни впасть в ересь);

(3) внешнего неприятия шиизма вплоть до анафематствования и экскоммуникации всех шиитов (проблема притеснения Ахль уль-Бейт в шиитском понимании этого термина решена провозглашением четвёртого и пятого халифов праведными, а шестого, Муавии, верным сахабом).

 

То есть весь суннизм видится доктринально как сидение одновременно на двух стульях при отрицании как того, что второй стул это тоже стул, так и того, что он вообще есть и что на нём сидят. Это может быть смешно читать, но совсем не смешно видеть, во что подобные заигрывания с метафизикой и историей собственной религии превращаются на практике.

 

Можно взглянуть на ситуацию и несколько иначе: поскольку у нас нет корпорации духовенства, каждый мусульманин -- священник Единого Бога. Это, с одной стороны, гарантирует от впадения в ересь сразу большого количества людей (как это произошло с католиками в результате решения нескольких иерархов во вопросу о филиокве). С другой стороны, понятно, что в результате неизбежно различие во мнениях столь большого количества священников. На практике сегодня мы грубо имеем два полюса:

 

а) недостроенное здание суннизма, со всеми его несуразностями, о которых я писал выше, но гарантирующее минимальную стабильность традиции (здание то ли никто не собирается достраивать, то ли строители никак не могут договориться);

 

б) шиизм усули, сильно потерявший в радикальности, но по-прежнему сохраняющий для верующего возможность общения в тонком мире с обитающими в нём световыми сущностями. У меня нет никакой подходящей строительной аналогии, но здание шиизма, скажем так, внутренне непротиворечиво, завершено и абсолютно гармонично (есть разработанная метафизическая доктрина), но никак не застраховано от того, что один из этажей вдруг не провозгласит себя вертолётом и не улетит высоко в небо (чтобы потом упасть и разбиться). Даже в нынешнем "взятом в рамки" варианте шиизм не даёт никаких гарантий от спонтанного возникновения флуктуаций: весь бабизм и бахаизм всего навсего попытка сделать что-то вроде театральной постановки из отрывка мистического текста. Баб шёл на смерть с полным осознанием своей правоты и эсхатологической значимости каждого своего поступка. Далеко до его веры верам всех вместе взятых "не праведных" халифов! Тем не менее, все мы понимаем, что его нельзя было не казнить. 

 

Таким образом, суннизм гарантирует сохранение религиозной традиции в её усечённом варианте, а шиизм открывает возможность полной духовной реализации, но с риском апостасии.

 

Если попытаться искоренить из суннизма шиитские концепты (см. п. 1 выше) это будет уже не ислам. Если попытаться выработать метафизическую доктрину (п. 2) возникнет риск впадения в ересь, кроме того, это потребует отказаться от п. 3. Единственным выходом для суннитов на сегодня является, с моей точки зрения, использование духовного наследия шиизма и перевод полемики с шиитами из анально-генитально-бытовой плоскости в сферу теологии. Абсолютно непродуктивны рассуждения о педофилии, переходы на личности и проклятия в адрес улама. Никакая истина из подобных споров родиться не может. А состояние вооруженного перемирия между суннитами и шиитами на руку только врагам ислама (то есть врагам России, сейчас это синонимы). Россия, в которой всякая религиозность был уничтожена под корень (и полезные растения, и сорняки), имеет шанс выстроить духовную вертикаль заново, не засевая поле сорняками. Нам нет надобности заимствовать всё подряд из-за рубежа. Давайте возьмём только то, что не деструктивно. Пусть сунниты и шииты всех мастей делают что угодно за пределами России, но у нас на Родине выяснениям отношений между ними просто не должно быть места. Наша цель созидание, а не выявление плохих мусульман среди вообще мусульман, и уж конечно не спор о том, кто правее.

 

Если Вы считаете, что моя позиция оставляет возможность для сотрудничества я готов к продолжению диалога на конструктивной основе.

 

Теперь несколько слов в отношении реплик Вашего "коллеги" pravover'а.

 

Выше я довольно подробно описал свою позицию по вопросам, которые считаю ключевыми. Как исследователь, я вправе высказывать любые суждения, но они не являются при этом позицией шиита или шиитов. Сколь бы ни был я образован в шиитском фикхе и ильм-уль-хадис, у меня нет той квалификации, которая позволяет судить о своде Кулайни.  Одно дело найти на сайте с хадисами объект для критики по ключевому слову, но совершенно другое дело знать наизусть несколько тысяч хадисов с иснадами и делать выводы о том, какие из них достоверны. Кроме того, всякого рода "самосвяты"  будь то сунниты или шииты провозглащающие свой взгляд ортодоксальным и раздающие такфиры налево и направо, для меня в первую очередь подозрительны. Как с точки зрения их "правоверия" (у моих соплеменников черкесов есть поговорка громче всех лает паршивая собака), так и (в особенности) с точки зрения искренности их поведения. Попа Гапона рабочие, конечно, повесили, но дело своё он успел сделать, да и не до всех Гапонов доходят руки.

 

Да благословит Всевышний Ваши труды, Харун. В Вашу искренность я верю.

 

АТ

Subscribe

  • (no subject)

    Реутин М.Ю. Майстер Экхарт — Григорий Палама. К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма 27 июля 2009 г.…

  • Рекомендую

    Стараниями Дионисия Поспелова вышла новая книга. Относительно приобретения книги: amartol@mail.ru *** Academia Rei…

  • Рекомендую

    Между тем Алексей Комогорцев [Unknown LJ tag] выкладывает свои статьи опубликованные в ВГ. О ГЕРМЕТИЧЕСКОМ ТОЛКОВАНИИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ВСТУПЛЕНИЕ…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments

  • (no subject)

    Реутин М.Ю. Майстер Экхарт — Григорий Палама. К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма 27 июля 2009 г.…

  • Рекомендую

    Стараниями Дионисия Поспелова вышла новая книга. Относительно приобретения книги: amartol@mail.ru *** Academia Rei…

  • Рекомендую

    Между тем Алексей Комогорцев [Unknown LJ tag] выкладывает свои статьи опубликованные в ВГ. О ГЕРМЕТИЧЕСКОМ ТОЛКОВАНИИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ВСТУПЛЕНИЕ…