Arthur Medvedev (grenzlos) wrote,
Arthur Medvedev
grenzlos

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Сакральная география: Хилла

Али Тургиев

 

Хилла (al-Hillah; букв. «поселение», тж. «отпущение грехов») – город на берегу одноименной реки (восточного притока Евфрата) в центральной части Ирака, в 110 км к югу от Багдада. В 8 км к северу от Х., в местности Бабил, находился Вавилон. Первый населенный пункт на месте Х. был основан в X в. (г. Джамиайн; ар. al-Jami'ayn, т.е. «[город] двух соборных мечетей»). Непосредственным предшественником нынешнего города считается поселение, заложенное в 1101 г; строительным материалом для постройки служила облицовка зданий Вавилона (из-за дороговизны топлива и камня в древней Месопотамии обожженные кирпичи использовались только для облицовки, стены же возводились из сырцового кирпича). После того, как верхний слой кирпича был снят и израсходован на строительство Х., Вавилон быстро подвергся разрушению, его буквально смыли дожди, не оставив приметных руин даже от циклопических зиккуратов.

В XII-XV вв. Х. – центр шиитского богословия; в этот период было зафиксировано предание о том, что явление двенадцатого имама шиитов (Махди) после большого сокрытия (см. Самарра) произойдет именно в Х.; тогда же была построена мечеть (maqam sahib al-zaman), в которой он мог бы сразу помолиться (см. Мусульманские святыни). Ибн Баттута, посетивший Х. в 1355 г., описывает затянутый шелком вход в эту мечеть, у которого ежедневно собиралось до 100 вооруженных людей, приводивших с собой оседланного коня в сбруе. Собравшиеся призывали имама вернуться, восклицая: «Настало время твоего появления, чтобы Господь с твоей помощью отделил правду от лжи!»

В числе других святынь Х. и ее окрестностей, являющихся местом паломничества мусульман, следует упомянуть могилы Зайда (сына четвертого имама Али б. Хусайна) и Касима (сына седьмого имама Мусы аль-Казима). Зайд аш-Шахид, сводный брат пятого имама Мухаммеда аль-Бакира, эпоним-основатель мазхаба зайдитов (распространен гл. обр. в. Йемене), прославился своим благочестием, глубокими знаниями в области шиитского предания и личной доблестью. В 739 г. Зайд возглавил антиомейядское восстание в Куфе и погиб в сражении зимой 740 г.

Считается, что в окрестностях Х. погребены пророки Аййуб (Иов), Данаил (Даниил) и Зу-ль-Кифль (Иезекииль). Честь быть местом упокоения Иова оспаривает у Х. с. Дар-Аййуб близ Рамлы (Палестина), а Даниила – целых три города: Александрия (Египет), Шуш (Иран) и Киркук (Ирак); то, что Иезекииль похоронен в с. аль-Кифль, между Х. и Неджефом (в 20 км к югу от Х.), почти бесспорно; во всяком случае, могила его почитается как мусульманами, так и иудеями. Существующий в аль-Кифле архитектурный комплекс (минарет, мечеть и собственно мавзолей Иезекииля, turba) возведен в XIV в. при ильханидском султане Уйджальту Худабанда на месте зданий, описание которых дано иудейским путешественником XII в. Вениамином из Туделы. Купол мавзолея построен в характерном для средневекового Ирака стиле, с использованием мукарнасов (muqarnas); аналогичную конструкцию имеют, например, мавзолеи Мухаммеда ад-Дури (сына седьмого имама шиитов) южнее Тикрита, Зумруд-хатун (матери аббасидского халифа Насир ли-Дин-иллаха) в Багдаде и Хасана аль-Басри (известного багдадского суфия) в Басре. Одной из характерных особенностей зданий комплекса является использование в качестве элементов декора свастических орнаментов, в т.ч. каллиграфических надписей угловым куфи (славословия пророку Мухаммеду и Али, четвертому халифу мусульман и первому имаму шиитов).

Арабский географ XIII в. аль-Казвини сообщает о каменной постройке в развалинах Вавилона, к которой ежегодно совершают паломничество считающие ее темницей Даниила христиане и иудеи, в то время как местные жители уверены, что именно под этим зданием находится колодец Харута и Марута (см. Башни Сатаны). Согласно аль-Казвини, омейядский наместник Ирака аль-Хаджадж (ум. в 714 г.) велел показать падших ангелов некоему благочестивому, но слишком любознательному мусульманину. Харут и Марут, закованные в цепи от щиколоток до колен, висели в глубоком колодце, огромные как горы, так что головы их почти касались его дна. Когда охваченный ужасом посетитель произнес одно из Божьих имен, ангелы содрогнулись так сильно, что он потерял сознание. О посещении колодца говорится в житии Сари Салтука (Saltuq-nameh) – турецкого суфия XIII-XIV вв., учившегося, согласно легендам, у Ахмада Ясави и Хаджи Бекташа; этот источник написан в 1480 г. (исторический Сари Салтук был полководцем анатолийского правителя Кайкауса II). Турецкий адмирал Сиди Али Рейс, побывавший в Х. в конце 1553 или начале 1554 г., ничего не пишет ни о развалинах Вавилона, ни о темнице Даниила. Интересно, что современные путеводители, приглашающие туристов в реконструированный Вавилон, упоминают о колодце Харута и Марута (впрочем, не указывая его местонахождения).

Эсхатологический символизм Х. становится очевидным, если рассматривать город в противопоставлении как ветхозаветному Вавилону – городу идолопоклонников, чародеев и богоборцев, вдохновляемых падшими ангелами, – так и Самарре (см.) – эфемерной столице халифата Аббассидов. Будучи по замыслу последних новым Вавилоном – вплоть до кощунственного повторения архитектурных форм зиккуратов при постройке минаретов, – Самарра халифов являет собой торжество «духовности навыворот», что подчеркивается особым статусом этого города как места, откуда ушел в большое сокрытие имам Махди, hujjat al-islam («доказательство веры»). Х., во-первых, есть град, возведение которого, эквивалентное отворению небесных окон (Быт 7:11; ср. с семью небесными шлюзами 2 Ен 89 и Юб 5), символически воспроизводит картину Потопа, очищая лицо земли от скверны Вавилона, и, во-вторых, – место возвращения ожидаемого Махди (mahdi al-muntazar), его первоявления в Конце Времен, т.е., место обретения доказательства веры. Если Самарра предупреждает нас о грядущих эсхатологических испытаниях, Х. требует верить в Победу.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Akalin, Ş.H., Beliefs on Afterlife in the Anatolian Turkish Legend Saltuq-name, Proc. 43rd Meeting Permanent International Altaistic Conference (PIAC), 3-8th September 2000, Château Pietersheim, Belgium.

Awad, G., Babil, in Encyclopaedia of Islam, 2nd ed., vol. 1, Leiden: E. J. Brill, 1960, p. 846.

Daftary, F., The Ismailis: Their History and Doctrines, Cambridge: Cambridge University Press, 1992

Encyclopaedia Iranica (Yarshater, E., Ed.), 1985-

Holy Baghdad, the City of Saints[: A Tourist’s Guide], Baghdad [б.д.]

Ibn Bаttuta, Travels in Asia and Africa 1325-1345, L.: Routledge and Kegan Paul, 1983.

Jafri, S.H.M., The Origins and Early Development of Shi’a Islam, L.: Longman, 1979.

al-Janabi, T.Q., Studies in Medieval Iraqi Architecture, Baghdad, 1982.

Sidi Ali Reis, Mirat ul-Memalik (The Mirror of Countries), In The Sacred Books and Early Literature of the East (Horne, C.F., ed.), Vol. VI: Medieval Arabia, New York: Parke, Austin, & Lipscomb, 1917, pp. 329-395

Багдасаров, Р.В., Свастика: священный символ, М.: Белые Альвы, 2000.

Власов, В.Г., Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства, т. 2, СПб.: Лита, 2000.

Ислам: Энциклопедический словарь, М.: Наука, 1991.

Книга Еноха. Апокрифы, М.: Азбука, 2000.

Subscribe

  • (no subject)

    Реутин М.Ю. Майстер Экхарт — Григорий Палама. К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма 27 июля 2009 г.…

  • Рекомендую

    Стараниями Дионисия Поспелова вышла новая книга. Относительно приобретения книги: amartol@mail.ru *** Academia Rei…

  • Рекомендую

    Между тем Алексей Комогорцев [Unknown LJ tag] выкладывает свои статьи опубликованные в ВГ. О ГЕРМЕТИЧЕСКОМ ТОЛКОВАНИИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ВСТУПЛЕНИЕ…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments